вторник, 14 февраля 2017 г.

"Я долго был пленен одною..."

Дуэль на пистолетах между поэтом Александром Пушкиным и поручиком бароном Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 8 февраля 1837 года. Дуэль спровоцировали анонимные письма, намекавшие на неверность жены Пушкина. 
 12 февраля в Центральной городской библиотеке состоялась встреча поэтов из литературных объединений разных городов уезда Ида-Вирумаа – Нарвы, Нарва-Йыэсуу, Силламяэ, Кохтла-Ярве, а также из российского Ивангорода.
Такие «встречи друзей» стали уже доброй традицией. Для каждой из них заранее оговариваются различные темы (например, творчество малоизвестных авторов, праздники календаря, юбилейные даты писателей и т.д.). На эти темы собравшиеся читают собственные стихотворения или сочинения других авторов, обмениваются интересными литературными находками. На этой февральской встрече речь, конечно же, зашла, о трагической дате – 180-летней годовщине дуэли А.С. Пушкина.

Но, подошли поэты к этой дате необычно – речь шла о главной любви в жизни поэта – его жене, ставшей невольной причиной той самой роковой дуэли.

Ах, вижу я: кому судьбою волненья жизни суждены, 
Тот стой один перед грозою, не призывай к себе жены. 
В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. 
Забылся я неосторожно: теперь плачу безумства дань…

На встрече, конечно же, вспомнили всем известные факты. Французский кавалергард Дантес, в глазах светского общества блестящий молодой офицер, часто бывал на балах, где пользовался успехом у женщин, на балу он и познакомился с Натальей Николаевной. Пошли слухи о взаимности чувств, и о том, что Дантес уже добился победы.
Усугублялось положение и тем, что А.С. Пушкину стали приходить анонимные письма, в которых содержался «намёк» на эту любовную связь. Затем чередой прошли различные события, приведшие к роковой дуэли, виновница которой, казалось бы, очевидна – Н. Гончарова…
 Но здесь мнение собравшихся на встрече в библиотеке разделились. Да, конечно, Гончарову обвиняли в разное время очень многие – и современники, и исследователи творчества, и поклонники Пушкина. Даже Ахматова и Цветаева, говорили о ней как «о пустой кокетке, виновнице гибели поэта». Но, всегда были и есть те, кто находил слова в защиту Н.Гончаровой.
 Да, красавица и кокетка, но ещё совсем юная, ведь Пушкин влюбился в неё в 16-летнюю. Наталья родила Пушкину четырех детей, пережила с ним тяжелые безденежные времена. Это о ней он пишет известное:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец. 

А после дуэли она всё время рядом, дремала в соседней и вскакивала от его криков. Незадолго до смерти Пушкину захотелось морошки, и он пожелал, чтобы именно жена покормила его из своих рук. А она, обнадеженная, говорила Спасскому: «Вот увидите, что он будет жив, он не умрет». Натали Гончарова не присутствовала на похоронах - от потрясения у неё началась горячка - и впервые посетила могилу поэта через два года после его гибели. При дворе же она появилась лишь спустя шесть лет - в 1843 году. Пушкина не стало в пятницу. Этот день недели стал траурным для вдовы. До конца жизни в пятницу она никуда не выезжала, «предавалась печальным воспоминаниям, и целый день ничего не ела». И, наконец, не будь её, сколько бы прекрасных строк не вышло из-под пера А.С. Пушкина. 
 Обо всё этом шла речь на встрече поэтов в библиотеке, где также вспоминали дневники и переписку Пушкина-Гончаровой, звучали стихотворения и романсы о любви. Получился настоящий день памяти поэта. Всегда живого.

Смотреть фотоальбом

Комментариев нет:

Отправить комментарий